 |
Трактаты
А. Тихомирова.
Трактат 1. Знаки на пути. |
Вступление.
Законы природы обязательны для
всех. Независимо от того, знаете Вы закон
тяготения или нет, поскользнувшись, вы
падаете. Последнее обстоятельство
известно давно, задолго до того, как оно
получило надлежащую интерпретацию в
форме закона тяготения Ньютона.
В этом трактате пойдёт речь о духовном
росте человека. Закон духовного роста
играет в жизни человечества не меньшую
роль, чем закон тяготения, хотя часто его
проявления рассматриваются как
случайности или как следствия
совершенно других законов. Автор, однако,
не ставил себе задачи рассмотрения
данного закона как такового; его цель
несколько иная. Именно, главной темой
трактата являются знаки, появляющиеся
на духовном пути человека, как
положительные, свидетельствующие о
духовном росте, так и отрицательные,
знаки падения (о последнем, впрочем,
можно говорить лишь условно).
0.1. Актуальность.
Свами Вивекананда в своей "Практической
Веданте" пишет, что религия должна
быть практичной, т.е. доступной в
качестве руководства в повседневной
жизни. К сожалению, философия, религия и
этика европейской школы отнюдь не
ставят себе подобных задач. Утверждения
типа: "Ну, это уже философия" и "Все
это очень хорошо, но у жизни свои законы"
дделаются в том числе и людьми с
развитым абстрактным мышлением и вполне
моральными с любой точки зрения.
С другой стороны, имеется несколько "вечных"
тем и проблем (любовь, смысл жизни",
взаимопонимание и т. д.), которые
возникают в обыденной жизни и порой
очень сильно отравляют эту самую жизнь.
Однако только очень молодые и наивные
личности пишут о своих трудностях в
газету в надежде, что ученые и
специалисты научат их, как поступать.
Обычно за советом обращаются к лицам,
умудрённым жизненным опытом, и эти
последние действительно дают совет. Он
основан на богатом опыте и грамотен в
смысле Д.Карнеги, т.е. учитывает то
обстоятельство, что никого
перевоспитать и убедить в чем-либо
нельзя, и надо не злиться и ругаться, а
улыбаться и льстить. Маленькая
неприятность заключается в том, что,
следуя подобным советам, можно
действительно решить данную конкретную
проблему, но она вскоре вернётся, в ещё,
быть может, существенно менее приятном
виде.
Что же до дипломированных специалистов -
философов, социологов, психологов,
психотерапевтов, писателей, то ини, как
правило, выскажут несколько известных
со школьных времен истин, слегка пожурят,
что нужно быть добрее (а как?) и больше
любить людей (за что, собственно?) и
близких в частности (тебе бы таких
близких, небось не то бы запел!), и
добавят в заключение: "А впрочем, в
таких делах рецептов нет, делайте как
знаете, и Бог (или коллектив) вам судья".
Получается, что философия, религия,
этика суть вещи, может быть, достойные
сами по себе, но к жизни не применимые.
Есть, однако, надежда, что это не так, а
просто не хватает промежуточного звена
между теорией и практикой, и в таком
случае его нужно искать. Автор полагает,
что дело именно в этом: религий,
философий и этических систем имеется
вполне достаточное количество, но
слишком мало внимания уделяется
вопросам интерпретации, т.е. тому, как
именно высшие законы Бытия преломляются
в обыденной жизни и каким образом они
воздействуют на мир и индивидуальное и
общественное сознание и подсознание. Об
этом и пойдёт речь в трактате.
0.2. Стимулы и цели.
Главным стимулом создания
этого трактата было желание автора
разобраться в собственных мыслях. Для
этого показалась полезным (если не
необходимым) их записать. Однако, как
только возник текст, сразу появилась
идеальная фигура Читателя, которая
стала накладывать на текст определённые
ограничения, в результате чего
окончательный вариант трактата явился
итогом совместного творчества автора и
Читателя. По ходу дела у Читателя
выявились определенные черты личности и
уровень познаний. Оказалось, что его
давно волнуют общие проблемы бытия: цель
и смысл жизни, мораль, религия, философия;
он читал кое-что из западной философии,
кое-что из восточной, слышал о карме и
перевоплощениях. У него есть смутное
ощущение осмысленнности личной судьбы,
которое он не может выразить словами. По
всем интересующим его вопросам Читатель,
как говорят англичане, держит ум
открытым, т.е. не отвергает новую для
него точку зрения только потому, что она
не совпадает с ему известными или даже
противоречат им. Инстинктивно он
объективный идеалист, т.е. верит в
существование объективного высшего
начала, которое, впрочем, плохо себе
представляет; вместе с тем порою ощущает
себя как микрокосм, Вселенную в
миниатюре.
По поводу содержания трактата автор
должен сказать следущее. Он ни в коем
случае не имеет в виду, что мысли,
изложенные здесь, единственно верные.
Автор даже не утверждает, что он всегда
так думает. И уж менее всего он хочет
Читателя в чем-то убедить. Цель автора
совершенно иная: некоторые наблюдения и
соображения предложить вниманию Читателя.
И если последний просто внимательно
прочтет эти глубокомысленные страницы,
цель автора будет полностью достигнута.
0.3. Философия Веданты.
Настоящий трактат написан в
духе философии Веданты и в какой-то мере
является ее продолжением. Не ставя себе
задачи изложения этой великой философии,
автор по личной просьбе Читателя все же
скажет по ее поводу несколько слов.
Основную роль в дальнейшем играет закон
кармы. Каждый человек имеет бессмертную
душу, которая подчиняясь этому закону,
перевоплощается, меняя физические
оболочки (тела), и постепенно
поднимается навстречу Абсолюту, частью
которого когда-то была, и в конце концов
сливается с ним. Это и есть карма (религиозная
судьба); наша (земная) интерпретация
этого процесса называется духовным
ростом. При этом нужно иметь в виду
следущее.
Во-первых, путей духовного роста (путей
восхождения или достижения) много. Йога
среди главных путей рассматривает
бхакти-йогу (богопочитание), джнани-йогу
(познание мира), карма-йогу (труд без
привязанности к его результатам), раджа-йогу
(концентрация), тантра-йогу (непосредственно-чувственное
познание) и др. Различные пути йоги,
будучи относительно автономными, не
исключают друг друга. Во-вторых, на пути
духовного роста человек обязательно
должен проявлять свободу воли. Этот путь
не предопределен; имеется лишь, так
сказать, общее направление пути, а
конкретную траекторию человек выбирает
сам (хотя часто неосознанно). Однако, чем
выше духовный уровень, тем более
определенным становится направление
дальнейшего пути (внешние ограничения
становятся более жесткими) и тем труднее
по нему идти.
В-третьих, наказание за отступление от
кармы (проявляющиеся в её отягощении)
носит не личный характер, посколько
закон кармы - проявление безличного
Абсолюта (другими словами, закон кармы
следует рассматривать как закон природы,
а не как действие личного
антропоморфного Бога). Отступление от
кармы, снижение духовного уровня обычно выражаются
в поступках, характеризуемых как
дурные (для данного человека), но отнюдь
к ним не сводятся. (Например, снижение
духовного уровня у И.Обломова не
сопровождалось никакими поступками в
общепринятом смысле). И соответственно
наказание следут не за дурные поступки,
а за снижение духовного уровня по
сравнению с предусмотренной кармой.
Закон кармы также называется законом
причин и следствий. Он связывает личные
кармы различных людей друг с другом и с
судьбой мира, определяя общую схему его
развития. Конкретная судьба мира
определяется законом кармы и личной
свободы воливсех участников мирового
процесса.
Этическое учение Веданты основано на
понятии дхармы (личной морали). Оно
утверждает: этично для человека то, что в
данный момент ведет к его духовному
росту.
|